100%200%
БҰҚАР ЖЫРАУ АУДАНЫ ӘКІМДІГІНІҢ
АҚПАРАТТЫҚ ПОРТАЛЫ

Новости области

100 лет со дня рождения великого композитора Казахстана Мукана Толебаева

Настоящий талант всегда принадлежит народу. Он вне времени и местности. Потому что корни настоящего дарования уходят в глубь жизни и истории народа. Только человек, глубоко понимающий и чувствующий чаяния и надежды своего народа, знающий характер его музыки, сможет создать произведения, поистине ставшие общенациональным достоянием. Таким человеком и был Мукан Толебаев - выдающийся композитор, лауреат Госпремии СССР, заслуженный деятель искусств, народный артист СССР, является классиком казахской музыкальной культуры. Он создал более 100 разножанровых и разноплановых музыкальных произведений, различных по форме и стилю. Шесть опер, несколько симфонических поэм, увертюра-кантата, картина, множество камерно-инструментальных и хоровых сочинений, большое количество песен и романсов, музыка к кинофильмам, обработки народных песен - и все это плоды творческого гения композитора. А венцом всего творчества является высокохудожественное музыкально-сценическое произведение - знаменитая опера "Биржан и Сара", ставшая жемчужиной всего казахского музыкального искусства, шедевром оперного жанра, вошедшая в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Вся его музыка живет без него, но с нами вот уже более полувека. Времени прошло немало, чтобы составить об этом человеке незаурядного таланта и его творческих достижениях достаточно полное представление. Мукан Толебаев родился 13 марта 1913 года в ауле Самеке (позже - Карашаган) бывшего Бурлютобинского (ныне Саркандского) района Алматинской области. Детские впечатления будущего композитора тесно связаны с природой живописного Жетысу, прославленного своими акынами, жырау, песнями, кюями, произведениями народных певцов и композиторов, изделиями народных мастеров. Талантливый мальчик с восторгом слушал лучших народных исполнителей своей местности - дядю Апырбая Ауельбаева, акына-гармониста Шашубая Кошкарбаева, известного в то время на всю республику, акына-домбриста Кадау Баймухамедова и многих других. Детские впечатления сохранились в памяти Мукана на всю жизнь и повлияли на музыкальные вкусы Толебаева, когда он уже стал композитором, мастером. В это же время, еще учась в школе, Мукан начинает сочинять стихи и мелодии к ним. Весной 1934 года на железнодорожной станции Лепсы - райцентре Бурлютобинского района - состоялся слет молодых исполнителей. Мукан Толебаев участвовал в нем с организованным им коллективом художественной самодеятельности - агитбригадой. Артисты из народа поставили отрывки из спектаклей "Енлик - Кебек", "Келиншек". После спектакля они давали концерт - пели песни, играли на домбре, мандолине, гармонике, декламировали стихи. Во время гастролей по району коллектив вызвал большой интерес у земляков к их творчеству. Более двух лет радовал земляков выступлениями коллектив под руководством Мукана Толебаева. В 1936 году в райцентре состоялся большой смотр. Лучших его участников отправили в Алма-Ату, в том числе и М. Толебаева с коллективом. А затем четыре самых лучших солиста получили направление на учебу в Москву. В тридцатых годах в Москве по постановлению правительства СССР для подготовки профессиональных национальных музыкальных кадров союзных республик Средней Азии были открыты студии в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. При консерватории в то время действовали узбекская, киргизская, туркменская и казахская студии. Сюда в 1936 году в августе прибыла очередная группа певцов из Казахстана, в их числе был и Мукан Толебаев. Так с 23-летнего возраста начинается новая веха в творческой биографии композитора. Происходит первое знакомство с азами нотной грамоты. Он начинает заниматься вокалом в классе доцента Ксении Ивановны Васковой на кафедре сольного пения. За годы учебы в казахской студии у Мукана Толебаева сформировались музыкальный вкус и кругозор, присущие профессиональному музыканту. Вместе с земляками-сокурсниками Мукан посещал оперные спектакли Большого театра, концерты симфонической и камерной музыки в Большом и Малом залах Московской консерватории. А после спектаклей и концертов, уже в общежитии, Мукан бурно обсуждал со студийцами только что увиденное на сцене. Однако годы пребывания в Москве сказались на его здоровье. Хроническая болезнь легких вынудила Мукана прервать учебу на вокальном отделении. Благодаря своим задаткам к импровизации и сочинению мелодии он переводится на композиторское отделение. Первые педагоги по классу композиции - Б.С. Шехтер, а затем Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875-1936) - один из выдающихся советских композиторов. Для М. Толебаева занятия в классе Р. Глиэра были особенно необходимыми. Ведь педагог занимался с начинающими не только композицией, но и всем музыкально-теоретическим блоком дисциплин - гармонией, полифонией, оркестровкой, музыкальной формой. Каждое занятие содействовало профессиональному росту М. Толебаева на начальном этапе. Об этом говорят первые обработки для голоса и фортепиано казахских народных песен, написанные в годы учебы в консерватории: "Тілеуқабақ", "Қыпшақ", "Шайтан қара", "Барқыт қалқам". Обрабатывая песни, композитор отобрал мелодии, отличающиеся выразительными интонациями, типичным колоритом казахского фольклора. После пяти лет учебы в студии Мукан Толебаев летом 1941 года собирался поступать на основной курс консерватории, но все планы перечеркнула Великая Отечественная война. М. Толебаев, как и многие студенты, вступил в народное ополчение. Но по состоянию здоровья не был допущен к службе в армии. Ему пришлось вернуться в Казахстан. Он был первым казахом, получившим композиторское образование в Московской консерватории. Возвратившись на родину, в Алма-Ату, М. Толебаев активно включился в творческую работу. В годы войны он создал созвучные тому времени патриотические песни "Соқ, барабан" (Бей, барабан!), "Қанатым" (Крылья), "Жорық" (Поход), "Жеңіске" (К победе) и другие. Годы Великой Отечественной войны для М. Толебаева в творческом плане были наиболее плодотворными. Он начал работать над произведениями в разных жанрах - камерно-инструментальном, симфоническом, оперном, параллельно создавая песни и обработки для голоса с фортепиано. Среди них в камерно-инструментальном жанре - "Романс" для скрипки и фортепиано, переименованный в "Поэму". "Поэма" имела большой успех. Это одно из ярких, самобытных произведений композитора. Далее он написал произведение крупной формы - увертюру "Кобланды" для симфонического оркестра. В годы войны стала нужна опера на историческую и героико-патриотическую тему. И вот Е. Брусиловский совместно с М. Толебаевым написали оперу "Амангельды". Брусиловскому импонировали природное мелодическое дарование М. Толебаева, его глубокое знание казахской музыки, трудолюбие и тяга к профессиональному самосовершенствованию. Как писал Е. Брусиловский, его коллега, молодой композитор, "мог бы вполне самостоятельно написать оперу, но ему не хватало практики, опыта". Подготавливая себя к самостоятельной работе над следующей оперой, Толебаев активно участвует в создании оперы "Амангельды". Премьера оперы была тепло принята зрителями. Такое совместное содружество вылилось в создание Гимна республики. В 1945 году по заказу партии и правительства М. Толебаев, Е. Брусиловский и Л. Хамиди создали Государственный гимн Казахской ССР (слова К. Мухамеджанова, Г. Мусрепова, А. Тажибаева). Музыка этого произведения вобрала в себя оригинальные интонации казахских народно-традиционных, лирико-эпических мелодий, включая современные звучания с их величавостью, придающей характер торжественности. Этот гимн исполнялся более 60 лет и продолжал звучать в первые десятилетия независимости Республики Казахстан. Тем временем прерванное войной незаконченное музыкальное образование обостряло у молодого композитора жажду знаний и стремление к совершенству. Поэтому в 1947 году М. Толебаев прибыл в Москву и поступил в консерваторию имени П.И. Чайковского. После семилетнего перерыва, в возрасте тридцати четырех лет, с пошатнувшимся здоровьем после напряженной работы, композитору из Казахстана учеба далась нелегко. И все-таки целеустремленный студент, не кичившийся своими регалиями, напряженно учился и находил время совершенствовать свою оперу "Биржан и Сара". А в 1951 году успешно завершил образование. В качестве дипломной работы М. Толебаев представил симфоническую поэму "Казахстан" и отрывки из новой оперы на современную тему "Айдар". По отзыву заведующего кафедрой композиции Ю.А. Шапорина, произведения дипломной работы Толебаева свидетельствовали о дальнейшем художественном росте талантливого казахского композитора. После окончания консерватории Мукан Толебаев сочетает творческую деятельность с общественной работой. Он был избран председателем Союза композиторов СССР. Несколько лет проработал директором Театра оперы и балета имени Абая. Народ оказал доверие, избрав его дважды депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В 50-х годах М. Толебаев пишет песни, ставшие популярными среди народа. Это - "Тың толқын" (Песня о целине), "Ћырман жыры" (На току), "Ақ мақта" (Белый хлопок), "Жылқышы" (Табунщик), "Шахтер әні" (Песня шахтеров), "Отан даңқы" (Слава Родине), "Жастар вальсі" (Молодежный вальс), "Спортшылар маршы" (Марш спортсменов), "Ақмарал сұлу еркем" и др. В эти же годы он пишет произведения крупной формы: для симфонического оркестра - поэму "Казахстан", картину "Той", Лирическую поэму, кантату "Огни коммунизма", хоровую сюиту "Жастық шақ" (Юность). Все они отличаются широким мелодическим дыханием, жизнерадостностью и мажорным оптимизмом. Они отмечены неповторимой новизной и самобытностью незаурядного таланта. В последние годы он приступил к работе над новой оперой "Козы Корпеш и Баян Сулу". Однако мечте не суждено было сбыться. Старая болезнь подтачивала изношенный, напряженной работой организм. Толебаев скоропостижно скончался в расцвете творческих сил, на 48-м году жизни. За столь короткий срок, за двадцать лет титанического труда Толебаев оставил огромное наследие во всех жанрах профессиональной музыки. Развил и поднял на новую ступень казахскую профессиональную музыкальную культуру, заложил основы для развития и подъема композиторской школы. Своим творчеством он прославил не только край Жетысу, но и Казахстан на весь мир. Его произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Столетие со дня рождения одного из титанов и классика казахской музыкальной культуры Мукана Толебаева - большой праздник в нашей стране. Музыка юбиляра звучит на концертных площадках, а бессмертная опера "Биржан и Сара" звучит на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы и на сцене нового здания Театра оперы и балета имени К. Байсеитовой в Астане - столице Республики Казахстан. БУЛАТ МУСТАФИН, музыковед, член Союза композиторов Казахстана

Вернуться к списку новостей

© 2015 Информационный портал аппарата акима Бухар-Жырауского района
Сайт разработан при поддержке официального сайта Mostbet - Букмекерская контора и онлайн казино в Казахстане.